По городам Северного речного пути 2019


       Оглавление сайта

Фотоотчёт


Часть 2. Тотьма - город солеваров и мореходов

Totma
Карта 1. Северный речной путь

Историческая справка

Тотьма - совсем небольшой город (сейчас - около 10 тыс. жителей), но с поразительно интересной историей и сохранивший значительную часть старинной застройки. Формально датой основания города считается 1137 год, когда в одной новгородской летописи упоминается "погост Тошма". Но это было другое поселение, ниже по течению Сухоны, и оно было разорено в результате набега казанских татар в 1539 г. Жители перебрались на высокий холм в месте впадения речки Песья Деньга ("песчаная речка" в переводе со старославянского и угро-финского) в Сухону и построили там деревянную крепость, вокруг которой и возник со временем нынешний город. Ещё в 15-м веке в этих местах были обнаружены соляные источники, и добыча соли на многие годы стала одним из главных занятий местных жителей, а сам город назывался Соль Тотемская (по аналогии с другими местами добычи соли - Солью Вычегодской, Солью Камской и др.). На берегах небольших местных речушек были устроены варницы - предприятия по производству соли. 5-6% процентный соляной раствор бадьями поднимали из глубоких шахт на поверхность и затем выпаривали соль в огромных сковородках (цренах) над круглосуточно горящими печами. Добыча соли продолжалась в Тотьме вплоть до начала 19-го века, когда было начато её промышленное производство на озёрах Эльтон и Баскунчак на юге России, с которыми Тотьма уже не смогла конкурировать.

В 17-м веке Тотьме повезло ещё раз: она оказалась на Северном речном пути из Вологды в Архангельск, по которому осуществлялась вся внешняя торговля России в то время (см. Введение). Каждый год через город проходило от 500 до 1000 судов, в нем возникли дворы русских и иностранных купцов, а также представительства иностранных торговых миссий. Торговля и соледобыча привели к процветанию Тотьмы, сделав её одним из наиболее богатых российских городов. Когда после падения Казанского ханства началось активное освоение Урала и Сибири, Тотьма снова не оказалась в стороне - через неё проходил торговый путь на восток по рекам Сухоне, Вычегде и далее волоком до Камы. Поэтому, когда в начале 18-го века Пётр I закрыл торговлю через Архангельск, тотемские купцы не растерялись и полностью переключились на освоение сибирского и дальневосточного направлений, добившись поистине феноменальных финансовых результатов.

Totma

С середины 18-го века начинается поистине фантастический период в истории Тотьмы, когда местные купцы приступили к организации и финансированию экспедиций на Дальний Восток, Аляску и Алеутские острова. Началось всё в 1747 году, когда купцы братья Холодиловы снарядили на Камчатке судно "Св. Иоанн" для плаванья к Командорским островам. Далее к организации промысловой деятельности присоединяются купцы Пановы, Черепановы и другие, которые в общей сложности снарядили около 20 экспедиций на Тихом океане. Целью всех этих экспедиций была добыча пушнины на Алеутских островах, и между делом - освоение новых территорий и открытие новых земель. Добывались шкурки калана ("морской бобёр"), песца и чернобурой лисицы, которые в изобилии водились на этих островах. Русские первыми из европейцев туда добрались, и в течение примерно 30 лет хищнически истребляли местных пушных зверей, периодически вступая в кровопролитные конфликты с местными алеутами. Затем пушной промысел взяли под контроль российские власти (организовавшие впоследствии Русско-Американскую компанию), и частная инициатива в добыче пушнины была прикрыта. Тотьмичи, тем не менее, успели за это время очень хорошо заработать, вывезя порядка 20 процентов всей пушнины, добытой на Алеутских островах.
             Трудно сказать, в силу каких причин, но особенно преуспели тотемские купцы в добыче шкур чёрнобурой лисы. Часть островов Алеутской гряды, где этих лис ловили, даже назвали "Лисьими островами" (сейчас, естественно, Fox Islands). Именно поэтому лиса фигурирует на гербе Тотьмы (см. слева), утвержденном Екатериной II в 1785 году, якобы с комментарием, что "жители сего города в ловле сих зверей упражняются". Неудивительно поэтому, что в городе есть аж два памятника озолотившей его лисе: один на высоком берегу Сухоны (фото 1), а другой - в самом центре (фото 2). Кроме того, в центре Тотьмы в 2005 г. установили также памятник российским мореходам и землепроходцам (фото 3). Он представляет собой ладью, на парусе которой заметны очертания тотемских храмов.

Totma Totma
Фото 1-2. Памятники чернобурой лисе в Тотьме

Totma Фото 3. Памятник российским мореходам и землепроходцам

Вверх

Тотемское барокко

Визитная карточка Тотьмы - это устремлённые в небо высокие церкви, которые богато декорированы особым узором, называемым картушами. Этот стиль впоследствии назвали "тотемским барокко", и он практически не встречается за пределами Тотьмы. Все эти храмы построены местными купцами во второй половине 18-го века на средства, вырученные от продажи дальневосточной пушнины. Между тотемскими купцами развернулась своеобразная конкуренция на предмет постройки самой красивой церкви, в результате которой к концу 18-го века в городе с населением 3,3 тыс. жителей было 19(!) приходских церквей. До настоящего времени дожили лишь четыре храма данного типа, и все они очень хороши.
             Архитектурно церкви в стиле тотемского барокко являются двухэтажными (с зимним и летним храмами) в одном комплексе с трапезной и колокольней. Они небольшие по площади, но очень высокие, словно плывущие корабли с мачтами. Обычно их строили в два этапа с разрывом в несколько десятков лет: вначале нижняя тёплая церковь, а затем летняя верхняя церковь и колокольня. Скорее всего, выручки от одной экспедиции за лисами было недостаточно для постройки всей церкви, и приходилось ждать следующей партии пушных доходов для завершения строительства.
             Однако наиболее характерной чертой этих церквей является внешний декор в виде картушей - выложенных кирпичами (выступающими на 1/3 из стены) замысловатых узоров в форме трилистников, звёзд, раковин и крестов. Именно в картушах проявляется барочность тотемских храмов, когда всевозможные узоры и завитушки, характерные для этого стиля, выносятся на внешние стены церковных зданий.
             Шедевром тотемского барокко является церковь Входа Господня в Иерусалим, построенная на средства купцов братьев Пановых с 1774 по 1794 гг. (фото 4-6). Одна из последних церквей в данном стиле, она воплотила все его самые лучшие черты: устремлённость вверх ("тотемский корабль"), лёгкость и изысканный декор из 6 видов картушей. На 1-м этаже церкви в 2019 году находился музей мореходов (а в советские времена - винзавод), 2-й этаж возвращен верующим. С колокольни храма открывается прекрасный вид на центр города (фото 7).

Totma Фото 4. Входоиерусалимская церковь, 1774-1794 гг.

Totma
Фото 5. Входоиерусалимская церковь, вид на колокольню

Totma Фото 6. Картуши Входоиерусалимской церкви

Церковь Рождества Христова (фото 7-10) находится неподалёку от Входоиерусалимской церкви. Её строили на средства купца Алексея Нератова в два этапа: нижний тёплый храм возведён в 1746-1748 гг., а холодная верхняя церковь надстроена в 1786-1793 гг. В 1790 году отдельно от храма была выстроена его колокольня, которая не сохранилась. В барочном стиле оформлена и украшена картушами верхняя церковь, которая напоминает устремившуюся в небо большую свечу. В 1995 г. церковь была возвращена верующим, в ней проводятся службы. В нижнем храме находятся мощи Феодосия Тотемского, основателя Спасо-Суморина монастыря (подробнее об этом будет рассказано позже).

Totma Фото 7. Вид с колокольни Входоиерусалимской церкви на центр Тотьмы. Впереди - Рождественская церковь

Totma Фото 8. Церковь Рождества Христова, 1746-1793. На заднем плане - Входоиерусалимская церковь. На месте деревянного креста (внизу слева) когда-то находилась колокольня.

Totma Фото 9. Рождественская церковь крупным планом

Totma Фото 10. Картуши Рождественской церкви

Церковь Троицы в Зеленской слободе (фото 11-13) стоит на высоком берегу Сухоны. Строили её на средства купцов братьев Черепановых в два приёма: 1768-1772 гг. - тёплый нижний храм, 1780-1788 гг. - верхний летний храм. Над притвором (ближайшая часть церкви на фото 12) раньше находилась колокольня, которая не сохранилась. Церковь очень хорошо смотрится со стороны реки (фото 11).

Totma Фото 11. Церковь Троицы в Зеленской слободе. Вид с реки

Totma
Фото 12. Церковь Троицы в Зеленской слободе, 1746-1793 гг.

Totma Фото 13. Картуши Троицкой церкви

Последняя из сохранившихся церквей в стиле тотемского барокко находится в 2 км от центра города в деревне Варницы, которая теперь стала частью Тотьмы, а раньше была местом солеварения (что подчёркивает её название). Это Церковь Воскресения Христова (фото 14-16), которая была построена в два этапа: 1743-1750 и 1772-1775 гг. Имя спонсора, финансировавшего постройку храма, не сохранилось, но скорее всего это был купец-солевар, а не мореход, как в случае других барочных церквей Тотьмы. Храм стоит на холме и очень хорошо смотрится издалека. К сожалению, в 2019 г. церковь была ещё не отреставрирована после разорения в советские времена, в частности, отсутствовал верх колокольни. Однако открытость кирпичных стен позволяла хорошо увидеть, что картуши являются частью кладки, а не накладным декором (фото 16).

Totma Фото 14. Церковь Воскресения Христова в Варницах, 1743-1775 гг.

Totma Фото 15. Церковь Воскресения Христова в Варницах

Totma Фото 16. Картуши Воскресенской церкви

На высоком берегу Сухоны находится ещё один интересный храмовый комплекс: Успенская церковь с колокольней. По замыслу, это должен был быть ещё один образец тотемского барокко, однако у церкви в 1800-1808 гг. построили только нижнюю часть, а вместо верхней водрузили сферический купол в классическом стиле. Получилось низко и тяжеловесно, совсем не в стиле устремлённых в небо тотемских церквей 18-го века. Зато колокольня (фото 17) удалась: снизу барочная, с множеством картушей, сверху классическая, она выглядит парадно и величаво и особенно хорошо смотрится с реки (фото 18). Внутри Успенского храма сейчас находится музей церковной старины, с очень интересной коллекцией моделей русских деревянных церквей, в частности (фото 19).

Totma
Фото 17. Колокольня, 1790-1808 гг.

Totma Фото 18. Успенская церковь и колокольня - вид с реки

Totma Фото 19. Музей церковной старины в Успенской церкви

Вверх

Река Сухона

Со смотровой площадки 50-ти метровой колокольни открывается прекрасный вид на Сухону (фото 20). Когда-то эта река была судоходной, и в Тотьме было четыре пристани, а на набережной - обустроенный бульвар с булыжной мостовой и беседками. До постройки автомобильной дороги из Вологды в 1960-е годы река вообще была единственной ниточкой, соединявшей Тотьму с внешним миром. Сейчас Сухона не используется как транспортная артерия, поскольку летом она сильно мелеет и становится непригодной для навигации. Судоходство на Сухоне всегда было сложным, и проводка судов требовала больших усилий. Но раньше реке не было альтернативы, а сейчас, очевидно, дешевле и проще перевозить грузы и пассажиров по автомобильной дороге между Вологдой и Великим Устюгом, которая идёт параллельно руслу реки. Поэтому даже весной, в период половодья, навигационные возможности Сухоны не используются. Единственное плавсредство, которое мы обнаружили в Тотьме, было маленьким экскурсионным катером (фото 21). Мы прокатились на нём и не пожалели - с реки открываются красивые виды на город (фото 22-23).

Totma Фото 20. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви

Totma Фото 21. Река Сухона с единственным плавсредством в городе - экскурсионным катером

Totma Фото 22. Вид с катера

Totma Фото 23. Закат на Сухоне

Вверх

Гражданские постройки

Особый дом-музей в Тотьме посвящен её уроженцу Ивану Александровичу Кускову (1765-1823), который более 30 лет провёл на Аляске, участвуя в русской колонизации этого края (фото 24). В возрасте 22 лет он, скрываясь от долгов, покинул Тотьму и добрался до Иркутска. Там он поступил на службу к А.А.Баранову, будущему руководителю Российско-Американской компании, получившей от императора Павла I мандат на монопольную торговлю и освоение новых российских земель на американском континенте. Кусков был правой рукой Баранова и в его отсутствие фактически управлял новой роcсийской территорией, в том числе из её столицы на Аляске - поселения Новоархангельск (ныне Ситка). Больше всего Кусков прославился основанием в Калифорнии русской крепости Росс в 1812 г., комендантом которой он был 9 лет. Форт-Росс (современное американское название) сохранился до сих пор и находится на берегу Тихого океана в 80 км к северу от Сан-Франциско. Фактически Форт-Росс был мощным сельскохозяйственным предприятием, в чью задачу входило снабжение продовольствием русских колонистов и добытчиков пушнины. В 1821 году Кусков вышел в отставку и вернулся в Тотьму, где вскоре умер. Дом, где он провел последний год своей жизни вместе с привезённой из Америки женой, представляет собой просто большую избу. Похоже, что в отличие от других тотемских купцов, ему не удалось разбогатеть за все долгие годы службы в Америке.

Totma Фото 24. Дом-музей И.А.Кускова и памятник ему же

В Тотьме мало хорошо сохранившихся памятников гражданской архитектуры, но на некоторые купеческие особняки можно обратить внимание. Прежде всего, это усадьба купца Фёдора Холодилова (фото 25), первого из тотьмичан, начавшего организовывать экспедиции за пушниной на Аляску. Когда-то это был самый роскошный купеческий особняк города, построенный в наиболее престижном месте - на набережной Сухоны. В 19-м веке его перестроили в стиле зрелого классицизма. Теперь нет набережной, а в доме давно располагается тотемская милиция и КПЗ, что не очень способствует его презентабельности. Но следы былого величия по-прежнему присутствуют.
             В самом центре города, на торговой площади, стоит особняк купцов Пановых, строителей Входоиерусалимской церкви (фото 26). В 19-м веке здесь находилась городская управа. На здании чудом сохранились барочные украшения (наличники 2-го этажа), но в целом оно производит ощущение запущенности.
             Из сохранившихся деревянных построек можно выделить дом купца Кузнецова с его живописным балконом над входом и богатой деревянной резьбой (фото 27a). Дом - жилой, поэтому цветничок на балконе и в целом неплохое состояние дома есть результат заботы о нём его обитателей. Два других деревянных дома, о которых можно упомянуть, также принадлежали купцам (фото 27b и 27c).

Totma Фото 25. Усадьба купца Фёдора Холодилова (1761 г.) - самое старое из сохранившихся гражданских зданий Тотьмы

Totma Фото 26. Дом купцов Пановых (середина 18-го века)

Totma Фото 27a. Дом купца Кузнецова (19-й век)

Totma Фото 27b. Дом купца Белова (начало 20-го века, арт-деко)

Totma Фото 27c. Доходный дом купчихи Климовой (19-й век) - изумительная резьба по дереву.

Вверх

Спасо-Суморин монастырь

В середине 16-го века солеварение в Тотьме контролировалось вологодским Спасо-Прилуцким монастырём, и один из его монахов, Феодосий Суморин, был откомандирован в Тотьму для надзора за производством. Оглядевшись на месте, он решил учредить в 1554 г. монастырь прямо в Усолье Тотемском и спросил на то разрешения у самого царя. Назвали монастырь Спасо-Суморин в честь главного храма и фамилии основателя. Со временем под контроль этого монастыря перешла значительная часть тотемской соледобычи, что свидетельствует о недюжинных деловых качествах его основателя. Впоследствии Феодосий был канонизирован Русской церковью под именем Феодосия Тотемского, а его мощи (чудом сохранившиеся при Советской власти) находятся сейчас в Рождественской церкви Тотьмы. Известно, что монастырь трижды посещал Пётр I.
             Монастырь был отстроен в камне в течение 19-го века и имел два больших собора, самую высокую в городе колокольню (порядка 80 м), а также большие настоятельские и братские корпуса. К сожалению, сохранилось от всего этого очень мало - см. фото 28 и 29 с дореволюционным и нынешним видом монастыря.

Totma Фото 28. Спасо-Суморин монастырь в начале 20-го века

Totma Фото 29. Современный вид монастыря

Колокольня была в 1950-е годы разобрана на кирпичи, а самый древний Спасо-Преображенский собор пребывал в середине 2019 г. в руинированном состоянии (фото 30). Правда, закончилась наружная реставрация Воскресенского собора (фото 31), возведённого в 1796-1825 гг. по проекту Василия Казакова, сына известного московского архитектора Матвея Казакова. Внутри Воскресенского собора частично сохранились фрески вологодского художника 19-го века П.С.Тюрина, представляющие художественную ценность (фото 32).
             В Спасо-Суморином монастыре был похоронен И.А.Кусков, но захоронение не сохранилось и сейчас "воссоздано" в достаточно условном месте (фото 33).

Totma Фото 30. Спасо-Преображенский собор, 17-й век, перестороен в псевдорусском стиле в 19-м веке.

Totma Фото 31. Воскресенский собор, 1796-1825 гг., классицизм. Архитектор - В.Казаков

Totma Фото 32. Интерьер Воскресенского собора. Источник: Cultinfo.ru

Totma Фото 33. Реконструированное захоронение И.А.Кускова. Источник: Temples.ru

Несмотря на в целом прискорбное состояние монастыря, туда всё же стоит заглянуть для того, чтобы посетить музей под названием "Открытое хранение фондов". Там находятся (в большом количестве) многочисленные предметы быта северных крестьян: берестяные короба, прялки, трепала, швейки, лукошки и т.п. (фото 33-37). Всё это можно рассмотреть и подержать в руках, а также попытаться понять, как те или иные предметы использовались. Ужасно интересно и взрослым, и тем более детям.

Totma Фото 34. Музей "Открытое хранение фондов": прялки

Totma Фото 35. Музей "Открытое хранение фондов": кузова, лукошки

Totma Фото 36. Музей "Открытое хранение фондов": швейки (для ручного шитья), рубеля (вариант стиральной доски)

Totma Фото 37. Музей "Открытое хранение фондов": трепала (трепать лён)

Totma Фото 38. Музей "Открытое хранение фондов": сымало. Что же им сымали, по-вашему?

Мы ходили в монастырь пешком (порядка 2 км от центра города) и по дороге нам попалась деревянная мостовая (фото 39). Когда-то это было очень рапространено в северных поселениях, но сейчас выглядит как некая диковинка.

Totma
Фото 39. Деревянная мостовая в Тотьме

Сейчас Тотьма позиционирует себя как город музеев (фото 40), каковых имеется 6. Мы побывали в 5 из них и больше всего понравились "Открытые фонды". Любопытны два мореходных музея (во Входоиерусалимской церкви и доме Кускова), основной краеведческий музей умеренно интересен, но похоже, мало изменился с советских времён. Нам Тотьма показалась интересной прежде всего своими "храмами-кораблями" и очень необычной историей.

Totma Фото 40. Тотьма - город музеев

Необходимо отдать должное молодому руководству города, которое активно развивает туризм и пытается тем самым заработать средства для восстановления культурных памятников. Маркетинг Тотьмы можно признать, безусловно, удачным, что позволило привлечь благотворительные фонды к обустройству города (фото 41). Очень интересен проект «Культурный Q-ARTал», реализуемый в Тотьме при поддержке Благотворительного фонда Тимченко. В его рамках осуществляется благоустройство территории вокруг Успенской колокольни и музея церковной старины. В частности, устанавливаются информационные стенды про Тотьму (фото 42), а также любопытные арт-объекты (лисичка на фото 40).
             В дальнейшем руководство города предполагает воссоздать набережную и переместить мореходный музей в усадьбу Холодилова, что позволит существенно облагородить этот некогда престижный район.

Totma Фото 41. Так выглядят названия улиц в Тотьме

Totma Фото 42. Информационный стенд проекта "Культурный Q-ARTал"

Вверх

Посмотреть другие части фотоотчёта:

Введение

Часть 1: Вологда

Часть 3: Великий Устюг


Оглавление сайта

Разделы по Тотьме: